Главная Поиск
Словари : Энциклопедия Брокгауза и Эфрона - А : Аввакум
Тексты песен
Отечественные исполнители
Иностранные исполнители
Словари
Энциклопедии
Сейчас в базе
Песен - 182350
Исполнителей - 12448
Терминов - 322337
Словарей - 10
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Аввакум





Аввакум Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучительXVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольноначитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольнорано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов. Строгийк самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступлениеот церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать отвозмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и личноизвестный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжномисправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч.подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и егосправщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиноювозникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителейстарины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглисьпротивники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и сталиувещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоялпри воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли",доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только вселишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова,которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякоезначение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцывозвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.;сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре однакоубедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующейцеркви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не"соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго.Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить4-х конечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение,партесное пение, отвергать возможность спасении по новоисправленнымбогослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просилнизложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. В 1664 г. А.сослан был в Мезень, где он пробыл 11/2 года, продолжая своюфанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных повсей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом ипосланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666 г.А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний насоборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли вУспенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафемуархиеpеям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А.,расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народеи во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей заА. царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем.Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудовем-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже невырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопопсимбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и водев земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь,рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царюФедору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругалпатриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. онибыли сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеютиконы его. В сфере раскола А. действовал не только примеромнепреклонности убеждения; он - и один из наиболее выдающихсярасколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе иавтобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах дляистории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся котрицанию никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римскойблудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал трисущности или существа, что и дало первым обличителям раскола поводговорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было,так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.






Сгенерированно за: 16 msec
Внимание !!! все материалы на данном ресурсе представлены в ознакомительных целях
и являются собственностью их авторов, Администрация не несёт ответственности
за использование материалов в любых целях нарушающих законодательство.