Главная Поиск
Словари : Энциклопедия Брокгауза и Эфрона - В : Вавилонское
Тексты песен
Отечественные исполнители
Иностранные исполнители
Словари
Энциклопедии
Сейчас в базе
Песен - 182350
Исполнителей - 12448
Терминов - 322337
Словарей - 10
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Вавилонское





Вавилонское пленение. - Так называется тот период библейской истории,когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность,уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605по 636 год до Р. X. Плен вавилонский для иудейского народа не былслучайностью. Палестина, занимая промежуточное положение между Египтом иМесопотамией, по необходимости должна была принимать участие в великойборьбе, постоянно происходившей между этими двумя центрами политическойжизни древнего мира. Чрез нее или по ее окраинам то и дело проходилиогромные войска - то египетских фараонов, стремившихся подчинить себеМесопотамию, то ассиро-вавилонских царей, старавшихся ввести в сферусвоей власти все пространство между Месопотамией и берегами Средиземногоморя. Пока силы борющихся держав были более или менее равномерны,еврейский народ еще мог сохранять свою политическую самостоятельность;но когда решительный перевес оказался на стороне Месопотамии, то евреидолжны были неизбежно сделаться добычей сильнейшего воителя. Идействительно, северное еврейское царство, так называемое царствоИзраильское, пало под ударами ассирийских царей еще в 722 году. Царствоиудейское продержалось еще около ста лет, хотя существование его за этовремя походило на политическую агонию. Среди народа происходилаожесточенная борьба партий, из которых одна настаивала на добровольномподчинении месопотамским царям, а другая старалась искать спасения отугрожающей гибели в союзе с Египтом. Напрасно более дальновидные люди иистинные патриоты (особенно пророк Иеремия) предостерегали от союза сковарным Египтом; египетская партия восторжествовала и тем ускорилападение царства. За так называемым первым пленением, т.е. уводом в пленнескольких тысяч иерусалимских граждан, последовало новое нашествиеНавуходоносора, который лично явился под стенами Иерусалима. Городспасен был от разрушения только тем, что царь Иехония поспешил сдатьсясо всеми своими женами и приближенными. Все они были уведены в плен, ина этот раз Навуходоносор приказал отвести в Вавилонию 10000 человек изчисла лучших воинов, знати и ремесленников. Над ослабленным царством, вкачестве вавилонского данника, был поставлен Седекия. Когда Седекия, всвою очередь, отложился от Вавилона, передавшись на сторону Египта,Навуходоносор решил совсем стереть Иудею с лица земли. В девятнадцатыйгод своего царствования он в последний раз явился под стенамиИерусалима. После продолжительной осады, Иерусалим подвергсябеспощадному мщению победителя. Город, вместе с храмом и дворцами,разрушен был до основания, и все остававшиеся в нем сокровища досталисьв добычу неприятеля и увезены были в Вавилон. Первосвященники былиубиты, а большая, часть остального населения уведена была в плен. Этобыло в 10 день 5 месяца 588 года до Р. X. и этот страшный день доселевспоминается у иудеев строгим постом. Жалкие остатки населения,оставленные Навуходоносором для обработки земли и виноградников, посленового возмущения были уведены в Египет, и таким образом окончательноопустела земля иудейская. Массовое переселение покоренных народов из их родной страны в странупобедителя было обычным явлением в древнем мире. Система эта иногдадействовала с большим успехом, и, благодаря ей, целые народы теряли свойэтнографический тип и язык и расплывались в среде окружающего чужогонаселения, как это случилось с народом северн. Израильского царства,который окончательно потерялся в плену ассирийском, не оставив никакихследов своего существования. Иудейский народ, благодаря своему болееразвитому национальному и религиозному самосознанию, сумел сохранитьсвою этнографическую самостоятельность, хотя, конечно, и на нем пленоставил некоторые следы. Для поселения пленников в Вавилоне был отведенособый квартал, хотя большая их часть была отправлена в другие города, спредоставлением им там участков земли. Состояние иудеев в вавилонскомплену было несколько похоже на состояние их предков в Египте. Массапленного народа несомненно употреблялась на земляные и другие тяжелыеработы. На вавилоноассирийских памятниках наглядно изображается вмногочисленных барельефах этот труд пленников (особенно на барельефах вКуюнджике; снимки с них в 9 изд. "Ист. древн. Вост."Ленормана, т. IV,396 и 397). Вавилонское правительство, впрочем, относилось к иудеям сизвестной долей человеколюбия и предоставляло им полную свободу вовнутренней жизни, так что они управлялись своими собственнымистарейшинами (как это видно из истории Сусанны: Дан., гл. XIII), строилисебе дома, разводили виноградники. Многие из них, не имея земли, начализаниматься торговлей, и именно в Вавилоне впервые среди евреев развилсяторговопромышленный дух. При таких обстоятельствах многие из иудеевнастолько обжились в стране пленения, что даже забыли о родной земле. Нодля большинства народа память об Иерусалиме оставалась священной.Заканчивая свои дневные работы гденибудь на каналах и сидя на этих"реках вавилонских", пленники плакали при одном воспоминании о Сионе ипомышляли об отмщении "окаянной дочери Вавилона, опустошительнице" (какэто изображено в Псалме 136). Под тяжестью постигшего иудеев испытания,у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в прежнихбеззакониях и прегрешениях и укреплялась преданность своей религии.Великую религиозно-нравственную поддержку плененный народ находил всвоих пророках, среди которых прославился Иезекииль, с его восторженнымивидениями о будущей славе теперь угнетенного народа. "Книга пророкаДаниила" служит весьма важным документом для изучения жизни иудеев вВавилоне, и, кроме того, в ней не мало драгоценных данных и о внутреннемсостоянии самого Вавилона, особенно о внутренней жизни двора. Положение иудеев в плену вавилонском оставалось без изменения и припреемниках Навуходоносора. Его сын освободил еврейского царя Иехонию оттюремного заключения, где он томился в течение 37 лет, и окружил егоцарскими почестями. Когда новый завоеватель, Кир, двинулся со всемисвоими силами на Вавилон, он обещал многочисленным пленникам свободу илипо крайней мере облегчение их положения, чем сумел обеспечить себе с ихстороны сочувствие и содействие. Иудеи, по-видимому, встретили Кира сраспростертыми объятиями, как своего освободителя. И Кир вполне оправдалих надежды. В первый же год своего господства в Вавилоне он приказалосвободить иудеев из плена и построить для них храм в Иерусалиме (1Ездра, 1 - 4). Это было в 636 г. до Р. X., которым и закончилосьсемидесятилетие плена вавилонского. На призыв царского указаоткликнулись все иудеи, которым была дорога и священна память обИерусалиме. Но их оказалось немного, всего лишь 42360 человек с 7367слугами и служанками. Это, за небольшими исключениями, были все людибедные, имевшие только 736 лошадей, 245 мулов, 436 верблюдов и 6720ослов. Гораздо большая масса пленного народа - все те, кто успелобзавестись хозяйством и достигнуть значительного обеспечения в странепленения, - предпочли остаться там, под великодушным владычеством Кира.Большинство между ними принадлежало к высшим и богатым классам, которыелегко теряли свою веру и народность и перерождались в вавилонян. Караванпереселенцев, взяв с собою 5400 сосудов храма, некогда захваченныхНавуходоносором и теперь возвращенных Киром, двинулся в путь подначальством знатного иудейского князя Зоровавеля и первосвященникаИисуса, которые и привели их на старое родное пепелище, где из этихпереселенцев возродился вновь народ иудейский. Плен вавилонский имел огромное значение в судьбе народа иудейского.Как тяжкое испытание, он заставил его глубоко призадуматься над своейсудьбой. Среди него началось религиозно-нравственное возрождение, сталакрепнуть вера и вновь загорелся пламенный патриотизм. Потребность воживлении закона и старых преданий вызвала появление книжников, которыестали собирать разрозненные книги священной и гражданской литературы.Первые были собраны в особый канон или сборник, получивший значениекниги Закона Божия для народа. В свою очередь вавилонская культура немогла не оставить своих следов на иудеях. Всего сильнее было влияние еена язык, который подвергся существенному изменению: древний еврейскийязык был забыт и на его место выступил язык арамейский, т.е.сирохалдейский, который и сделался народным языком иудеев последующеговремени и на котором написаны позднейшие произведения иудейскойлитературы (Талмуд и др.). Вавилонский плен имел еще и другое значение.До него иудейский народ, со всем его своеобразным религиозно -нравственным миросозерцанием, жил отчужденно от остального мира. Современи пленения иудейский народ сделался как бы всемирным: из пленававилонского возвратилась только незначительная часть иудеев, а гораздобольшая их часть осталась в Месопотамии, откуда мало помалу они сталираспространяться по всем окружающим странам, всюду внося элементы своейдуховной культуры. Эти иудеи, жившие вне Палестины и своими колониямиусеявшие впоследствии все берега Средиземного моря, стали известны подназванием иудеев рассеяния; они оказали глубокое влияние на последующуюсудьбу языческого мира, постепенно подтачивая языческое религиозноемиросозерцание и таким образом подготовляя языческие народы к принятиюхристианства. Подробнее о вавилонском пленении можно читать в больших курсахистории израильского народа, как: Ewald, "Geschichte des Volkes Israel"(1 изд. 1868 г.): Graetz, "Geschichte der Juden" (1874 г. и др.). Измонографий молено указать: Deane, "Daniel, his life and times" иRawlinson, "Ezra and Nehemiah, their lives and times" (из новейшейбиблейско-исторической серии под общим заглавием "Men of the Bible",1888 - 1890 г.). По вопросу о соотношении библейской истории с новейшимиоткрытиями и исследованиями ср. Vigouroux, "La Bible et les decouvertesmodernes" (1885 г., т. IV., стр. 335 - 591), а также А. Лопухин,"Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (т. II,стр. 704 - 804) и др. А. Л.






Сгенерированно за: 8 msec
Внимание !!! все материалы на данном ресурсе представлены в ознакомительных целях
и являются собственностью их авторов, Администрация не несёт ответственности
за использование материалов в любых целях нарушающих законодательство.